Билеты в Большой театр
8-495-411-18-90
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Нуреев


09 декабря 19:00

10 декабря 19:00

Нуреев

Балет в двух действиях

Либретто Кирилла Серебренникова и Юрия Посохова
Хореограф-постановщик — Юрий Посохов
Режиссер и сценограф — Кирилл Серебренников
Художник по свету — Александр Сиваев
Художники по костюмам — Елена Зайцева, Кирилл Серебренников
Дирижер-постановщик — Антон Гришанин

Премьера состоится 11 июля 2017 г.

 

Рудольф Нуреев: талантливый танцор и неординарная личность

Рудольф Нуреев – гений балетного искусства 20 столетия, незаурядная личность с эпатажными наклонностями. Он оставил немеркнущий след в истории мирового балета и в душах тех, кто его знал и любил. У него не было спектаклей без аншлагов. Билеты на них раскупали задолго до афишной даты.

Жизнь, полная испытаний и нищеты

Будущей величайшему танцору пришлось много пережить. Даже появился на свет он в известном «Транссибирском экспрессе», шедшим на Дальний Восток, близ станции Раздольное Приморского края, неподалеку от Иркутска. Рудольф, а именно так назвали мальчика, был младшим сыном в семье политрука Хамита Фазлеевича Нуреева, уроженца башкирской деревни, и татарки Фариды Аглиулловны Нуреевой.

До войны мальчик практически жил только с матерью и тремя старшими сестрами, потому что отец был на службе. Сначала это был Владивосток, затем Москва. После ухода отца на фронт семья переехала в Башкирию, где и прошло детство Рудольфа. 

Жили они крайне бедно, голодали. В школу Рудольф ходил, но отношения с одноклассниками из-за самолюбивого характера мальчика не складывались. Отрадой в его жизни были танцы, которые он полюбил с детства. 

  • С 7 лет он посещал танцевальные кружки, был участником детского фольклорного ансамбля в Уфе. 
  • В 11 лет увлекся классическим балетом. 
  • С учителями ему повезло. Первой была прима балета Дягилева А. Удальцова, давшая ему основы хореографии. Позже Рудольф будет учиться у солистки Кировского театра Е. Войтович.

Сцена и карьера в СССР

Мечта о сцене осуществилась в начале 1954, когда Нуреева приняли в балетную труппу Башкирского театра. Впрочем, пробыл он на его сцене недолго. В следующем году танцор поступил на учебу в хореографическое училище Северной столицы России. В Питере он попал к опытному балетному преподавателю А. Пушкину, наполнявшего душу Рудольфа танцем.

В 1958 одаренный юноша стал солистом Кировского театра. Еще со времен его ученических спектаклей у Рудольфа появились многочисленные поклонники. 

  • Триумфальный дебют вместе с прославленной танцовщицей Н. Дудинской в «Лауренсии» А. Крейна не стал неожиданностью, а лишь добавил популярности артисту.
  • Огромный успех сопутствовал Нурееву на VII Всемирном фестивале молодежи и студентов, проходившем в 1959 в Вене, где танцор получил главную премию. 
  • В течение четырехлетней работы в Кировском театре исполнил 15 партий, включая ведущие в спектаклях: «Баядерка», «Жизель», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Лебединое озеро».

Нуреев действительно стал «революционером» балета не только благодаря великолепной хореографической технике и сценическим приемам, но и своей личности. Каждое движение несло отпечаток внутреннего неугасимого огня танцора. А его выразительная экспрессивная пластика, неординарная восточная внешность добавляли эффекта. Однако вне сцены это был своенравный, бестактный человек, с которым приходилось нелегко.

Эмиграция и балетная карьера за рубежом

1961 год стал переломным в судьбе Рудольфа. Будучи летом вместе с труппой на гастролях в Париже, он отказался от возвращения на родину, став первым «невозвращенцем» в артистической среде. На Западе танцора без промедления приняли в труппу Балета Маркиса де Куэваса.

  • После непродолжительной работы в Grand Ballet Нуреев выехал в Копенгаген, а в конце года уже блистательно выступал вместе с именитой танцовщицей Марго Фонтейн в ее бенефисном спектакле. 
  • Рудольф произвел на публику потрясающее впечатление своей виртуозностью, невероятной энергией и драматизмом. 
  • С Марго он работал вплоть до смерти балерины.

В Дании Нуреев познакомился и с прославленным танцором Э. Бруном, которого ценил и как профессионала, и как мужчину. Впоследствии Рудольф и Эрик стали друзьями и сексуальными партнерами, каковыми были на протяжении четверти века.

  • В 1975 количество его выступлений достигло 300 в год. Великий танцор практически ежедневно выходил на сцену. 
  • При таком насыщенном танцевальном графике он успевал делать и постановочную работу. 
  • В 1964 в первый раз испробовал себя, создав авторские редакции балетов А. Глазунова «Раймонда» и П. Чайковского «Лебединое озеро» для разных театров. 
  • Его первый оригинальный спектакль «Танкреди» Х. Хейнца был поставлен в столице Австрии. 
  • В 80-х Нуреев возглавил балетный коллектив Гранд Опера в Париже, став и здесь новатором в продвижении талантливой молодежи, игнорируя маститых премьеров и солистов.

Неравнодушен был артист и к кинематографическому искусству. Он снимался в фильмах-балетах «Я – танцовщик», «Ромео и Джульетта», «Юноша и смерть». Были в судьбе Нуреева и художественные кинороли: в драме «Валентино» и в мелодраме «На виду».

Под занавес творческого полета

В последние годы, испытывая серьезные проблемы со здоровьем, Рудольф Нуреев продолжал творческую работу в качестве дирижера. Он выступал во многих городах мира, в том числе в 1992 – в Казани. «Перестроечная» Россия приняла своего «блудного сына» с восторгом.

Последней работой мастера балета стала «Баядерка» в Гранд Опера, поставившая заключительную точку творчества великого мастера балета Рудольфа Нуреева. Скончался танцор шестого января 1993 в Париже, где и погребен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Жизнь Нуреева – это бесконечный танец. Купить билеты на его спектакли свободно было невозможно нигде. Все они – аншлаговые. Вместе с ведущими труппами Рудольф Нуреев ездил по всему миру, исполняя и классические, и современные партии. Он легко возводил мосты между классикой и модерном балетного искусства. В этом танцору помогала его вечная жажда независимости, смелость и эпатажность.